Четверг, 21.11.2024, 15:50
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

п.Каменоломни Октябрьский район Ростовская область


Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Направления деятельности » Работа с одаренными детьми

Одаренные дети – будущее России.

Одаренные дети – будущее России.

Педагогические идеи развития гимназии № 20 им. С.С. Станчева

п. Каменоломни Октябрьского района ориентированы на становление творческой, интеллектуально развитой, социально – активной личности, отвечающей нравственным идеалам общества.

Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться. Осознавая это, в последние 10-15 лет наше общество постепенно начало осуществлять переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной, "центростремительной” модели (центром же является ребенок).

Став победителем в конкурсе ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы в 2006 году в рамках ПНП «Образование», появилась возможность изменить статус общеобразовательной школы на гимназию в 2008 году. Работа педагогического коллектива гимназии № 20

им. С.С. Станчева с одаренными детьми стала более целенаправленной.

До недавнего времени считалось, что проблемы одаренных детей в нашей стране нет: для рано раскрывшегося музыкального, художественного или математического дара существовали специализированные школы, те же дети, которые в них не попадали, какому-то избирательному педагогическому искусству воздействия не подлежали и обучались все "на равных”. Говорить о необходимости поддержки юных талантов не переставали, но самой поддержки в реальности тоже не было, если не брать во внимание исключительные случаи. Причина была даже не в том, что учителя и родители не хотели заниматься одаренными детьми, а в том, что не существовало и поныне не существует системы диагностики, культивирования, контроля и защиты, которая позволяла бы выделять одаренных детей и создавать условия для их развития, которая предусматривала бы объединение усилий педагогов, воспитателей, родителей (количественный аспект) и создавала бы соответствующий механизм реализации в рамках нашей образовательной системы (качественный аспект).

Специфическую сложность мы усматриваем в том, что само понятие одаренности (одаренного ребенка) является очень общим: оно охватывает и рано, и поздно проявляющиеся способности, и малышей, и юношество, и быстроту логических операций, и наглядную образность мышления, и волевые личностные качества, и пластику, и ментальность, и зрелость суждений, и определенную социальную отрешенность.

Итак, основная проблема нашей работы в данном направлении обусловлена объективно существующей потребностью в создании педагогической системы управления процессом обучения одаренных детей (старший этап), так как имеющиеся технологии в рамках современной школы не дают искомого эффекта; его нельзя предвидеть и планировать. Очевидно, однако, что подобное обучение может быть только личностно-ориентированным. Наша задача состоит в следующем: объединить разрозненные элементы по диагностике одаренности, обучению, развитию, поддержке интеллектуально одаренных старшеклассников в целостную "работающую” систему, которая могла бы быть использована на том или ином уровне.

            Наш девиз – «Открой талант в каждом ребенке». Не каждый ребенок может быть отличником, но в каждом есть что-то необыкновенное. Мы стараемся раскрыть такой талант, если нам удается – это есть главная наша задача. Нам помогает в этом реализация программы «Одаренные дети».

Программа «Одаренные дети» предусматривает решение следующих задач:

– создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

– совершенствование системы подготовки учителей, работающих с одаренными детьми;

– создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе.

Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы, ребята принимают участие в соревнованиях и конкурсах разного уровня.

За высокие показатели в спорте, учебе, творчестве с 2007 года 8 учащихся гимназии внесены во Всероссийскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России»  в сотрудничестве и при информационной поддержке Министерства образования и науки РФ, Департаментов и Министерств субъектов РФ, Российского государственного военного историко – культурного центра при Правительстве России. Ими стали:

-          2007 год: Подласенко Владимир (спорт – тхэквандо), Хаперский Роман (спорт – карате-до), Ткаченков Алексей (спорт – тхэквандо), Петров Родион (спорт – карате-до);

-          2008 год: Коношенко Ирина (творчество – вокал);

-          2009 год: Карасев Денис (творчество – современные бальные танцы), Козлова Татьяна (многократный победитель районных предметных олимпиад), Табаровец Наталия (творчество – юный поэт).

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Принципы и методы выявления одаренных детей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффектив­ная идентификация одаренности посредст­вом какой-либо одноразовой процедуры тес­тирования невозможна. Поэтому вместо од­номоментного отбора одаренных детей  учителя нашей школы  направляют свои  усилия на постепен­ный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения в условиях общеобра­зовательного учреждения.

Общие принципы обучения

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и диф­ференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен­ности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возмож­ностей предполагает соответ­ствие содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям ода­ренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможно­сти могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при­вести к отрицательным последствиям.

В качестве приоритетных целей обучения детей с общей ода­ренностью мы  выделяем следующие:

развитие духовно-нравствен­ных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое при­менение оно будет иметь);

создание условий для развития творческой личности;

развитие   индивидуальности одаренного ребенка (выявление и рас­крытие самобытности и индивидуаль­ного своеобразия его возможностей);

– обеспечение широкой общеобразо­вательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компе­тентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными по­требностями и склонностями учащихся.

В обучении одаренных  мы применяем  четыре основных подхода к разработке со­держания учебных программ:

– Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определен­ной категории детей, отличающихся ускорен­ным темпом развития. Но он должен приме­няться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивиду­ального развития одаренного ребенка и отсут­ствия необходимых условий обучения приме­нение других форм организации учебной дея­тельности не представляется возможным.

– Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Практика обучения одаренных детей в классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального  развития учащихся и т.п.

Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании ориги­нальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют  как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонента­ми обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

– Обогащение. Этот подход ориенти­рован на качественно иное содержание обу­чения с выходом за рамки изучения традици­онных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисципли­нами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно време­ни для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответст­вующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обу­чение детей разнообразным приемам умст­венной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, само­контроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуали­зацию обучения за счет использования диф­ференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных обра­зовательных технологий, а также через по­гружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация проектных, исследовательских объединений, предоставляющих уча­щимся возможность выбора не только направления проектной, исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продви­жения в предмете. Проектная деятельность становится средством обучения, т.е. ее построение осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей. Исследовательская работа реально влияет на содержание обучения, предлагая новые темы и разделы изучения, типы заданий. Можно говорить о появлении иного содержания через надпредметную учебную деятельность как специальную деятельность для одаренных учащихся по построению своего учебного познания.

Технологии проектной и исследовательской деятельности стимулирует наших ребят к соотнесению требований внешнего мира с самим собой. С 2008 года в нашей гимназии действует научное общество учащихся «Мысль», президентом которого является Козлова Татьяна, ученица 9 «б» класса.

Оно стало инициатором и разработчиком содержания творческой деятельности учащихся в День науки и искусства, проведенного в феврале 2009 года. Это и праздник, и защита научных проектов на научно – практической конференции. Локомотивом такой серьезной работы выступили: зам. директора по НМР Бурлуцкая С.Д., учитель физики – проект «Вокруг лишь только шум?!»; Сухарева Н.А., учитель химии – проект «Экологический мониторинг п. Каменоломни»; Репетина Е.Н., учитель истории – проект «Не забыты страницы истории»; Рыбкина В.Б., учитель английского языка – проект «Мы изучаем английский»; Бывалина Л.Н., учитель русского языка и литературы – проект «Лингвистическая экология»; Алексеенко С.Н., учитель русского языка и литературы – проект «Речь как показатель культуры».

Традиционным стало участие педагогов и  учащихся в следующих конкурсах разного уровня:

-          международный конкурс «Детство без границ»;

-          Всероссийские конкурсы: «Человек в истории России - XX век»; конкурс -  игра по русскому языку «Русский медвежонок», фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (интернет - конкурс);

-          региональные конкурсы: «Лучший урок письма»; «Лучший методический комплекс урока» (электронное приложение к уроку); «В Чехове Россия полюбила себя»; фестиваль «Экология. Творчество. Дети» в рамках Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета»;

-          Интернет – конкурсы;

-          районный конкурс «Звезда подростка».

Отношение педагогов в гимназии к детям выражают следующие строки:

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться.

Хорошая школа – это школа, в которой любят детей, понимают их сложный внутренний мир, пытаются помочь развиться каждой детской душе.

Директор МОУ гимназии № 20

им. С.С. Станчева  п. Каменоломни

Октябрьского района

Острикова Любовь Николаевна


null

Категория: Работа с одаренными детьми | Добавил: Aviator (16.03.2010)
Просмотров: 8637 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz Официальный сайт гимназии №20 им.С.С.Станчева п.Каменоломни