Одаренные дети – будущее России.
Педагогические идеи развития гимназии №
20 им. С.С. Станчева
п. Каменоломни Октябрьского района ориентированы на
становление творческой, интеллектуально развитой, социально – активной
личности, отвечающей нравственным идеалам общества.
Одаренные дети составляют бесценное
национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в
скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и
экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике,
администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем
надеяться. Осознавая это, в последние 10-15 лет наше общество постепенно начало
осуществлять переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного
образования к личностно-ориентированной, "центростремительной” модели (центром
же является ребенок).
Став победителем в конкурсе ОУ,
внедряющих инновационные образовательные программы в 2006 году в рамках ПНП
«Образование», появилась возможность изменить статус общеобразовательной школы
на гимназию в 2008 году. Работа педагогического коллектива гимназии № 20
им. С.С. Станчева с одаренными детьми стала более
целенаправленной.
До недавнего
времени считалось, что проблемы одаренных детей в нашей стране нет: для рано
раскрывшегося музыкального, художественного или математического дара
существовали специализированные школы, те же дети, которые в них не попадали,
какому-то избирательному педагогическому искусству воздействия не подлежали и
обучались все "на равных”. Говорить о необходимости поддержки юных талантов не
переставали, но самой поддержки в реальности тоже не было, если не брать во
внимание исключительные случаи. Причина была даже не в том, что учителя и
родители не хотели заниматься одаренными детьми, а в том, что не существовало и
поныне не существует системы диагностики, культивирования, контроля и защиты,
которая позволяла бы выделять одаренных детей и создавать условия для их
развития, которая предусматривала бы объединение усилий педагогов,
воспитателей, родителей (количественный аспект) и создавала бы соответствующий
механизм реализации в рамках нашей образовательной системы (качественный
аспект).
Специфическую
сложность мы усматриваем в том, что само понятие одаренности (одаренного
ребенка) является очень общим: оно охватывает и рано, и поздно проявляющиеся
способности, и малышей, и юношество, и быстроту логических операций, и
наглядную образность мышления, и волевые личностные качества, и пластику, и
ментальность, и зрелость суждений, и определенную социальную отрешенность.
Итак, основная
проблема нашей работы в данном направлении обусловлена объективно существующей
потребностью в создании педагогической системы управления процессом обучения
одаренных детей (старший этап), так как имеющиеся технологии в рамках современной
школы не дают искомого эффекта; его нельзя предвидеть и планировать. Очевидно,
однако, что подобное обучение может быть только личностно-ориентированным. Наша
задача состоит в следующем: объединить разрозненные элементы по диагностике
одаренности, обучению, развитию, поддержке интеллектуально одаренных
старшеклассников в целостную "работающую” систему, которая могла бы быть
использована на том или ином уровне.
Наш девиз –
«Открой талант в каждом ребенке». Не каждый ребенок может быть отличником, но в
каждом есть что-то необыкновенное. Мы стараемся раскрыть такой талант, если нам
удается – это есть главная наша задача. Нам помогает в этом реализация
программы «Одаренные дети».
Программа «Одаренные дети»
предусматривает решение следующих задач:
– создание оптимальных условий для выявления поддержки и
развития одаренных детей;
– совершенствование системы подготовки учителей, работающих
с одаренными детьми;
– создание банка данных «Одаренные дети», включающего
информацию об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о
научно-педагогической литературе.
Для развития
спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования,
спартакиады, смотры-конкурсы, ребята принимают участие в соревнованиях и
конкурсах разного уровня.
За высокие
показатели в спорте, учебе, творчестве с 2007 года 8 учащихся гимназии внесены
во Всероссийскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России» в сотрудничестве и при информационной
поддержке Министерства образования и науки РФ, Департаментов и Министерств
субъектов РФ, Российского государственного военного историко – культурного
центра при Правительстве России. Ими стали:
-
2007 год: Подласенко Владимир (спорт – тхэквандо),
Хаперский Роман (спорт – карате-до), Ткаченков Алексей (спорт – тхэквандо),
Петров Родион (спорт – карате-до);
-
2008 год: Коношенко Ирина (творчество – вокал);
-
2009 год: Карасев Денис (творчество – современные бальные
танцы), Козлова Татьяна (многократный победитель районных предметных олимпиад),
Табаровец Наталия (творчество – юный поэт).
Другая проблема
– педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов
одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых
теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с
определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Принципы и методы выявления
одаренных детей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс,
связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация
одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования
невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей учителя нашей школы направляют свои усилия на постепенный, поэтапный поиск
одаренных детей в процессе их обучения в условиях общеобразовательного
учреждения.
Общие
принципы обучения
К основным общим принципам обучения
одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:
– Принцип развивающего и
воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения
должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному
развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
– Принцип индивидуализации и дифференциации
обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как
можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности
учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных
детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
– Принцип учета возрастных возможностей
предполагает соответствие содержания образования и методов обучения
специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах,
поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение
уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
В качестве приоритетных целей
обучения детей с общей одаренностью мы
выделяем следующие:
– развитие
духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных
ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет
иметь);
– создание
условий для развития творческой личности;
– развитие
индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и
индивидуального своеобразия его возможностей);
– обеспечение
широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей
развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных
областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями
учащихся.
В обучении одаренных мы применяем
четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:
–
Ускорение. Этот подход
позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей,
отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой
осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального
развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение
других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
– Углубление. Данный подход
эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по
отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей
знания. Практика обучения одаренных детей в классах с углубленным изучением
учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий
уровень компетентности в соответствующей предметной области знания,
благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.
– Проблематизация. Этот подход
предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в
этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре
имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что
способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных
областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие
программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные).
Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде
специальных внеучебных программ.
– Обогащение. Этот подход
ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки
изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами,
проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей
оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий
любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того,
обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной
работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль,
критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию
обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной
информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных
технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты,
использование специальных тренингов.
Большие возможности содержатся в такой
форме работы с одаренными детьми, как организация проектных, исследовательских
объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления
проектной, исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа
продвижения в предмете. Проектная
деятельность становится средством обучения, т.е. ее построение осуществляется
детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных
задач, связанных с усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально
реализуются потенциальные возможности развития способностей. Исследовательская работа
реально влияет на содержание обучения, предлагая новые темы и разделы изучения,
типы заданий. Можно говорить о появлении иного содержания через надпредметную
учебную деятельность как специальную деятельность для одаренных учащихся по
построению своего учебного познания.
Технологии проектной и исследовательской
деятельности стимулирует наших ребят к соотнесению требований внешнего мира с
самим собой. С 2008 года в нашей гимназии действует научное общество учащихся
«Мысль», президентом которого является Козлова Татьяна, ученица 9 «б» класса.
Оно стало инициатором и разработчиком
содержания творческой деятельности учащихся в День науки и искусства,
проведенного в феврале 2009 года. Это и праздник, и защита научных проектов на
научно – практической конференции. Локомотивом такой серьезной работы
выступили: зам. директора по НМР Бурлуцкая С.Д., учитель физики – проект «Вокруг
лишь только шум?!»; Сухарева Н.А., учитель химии – проект «Экологический
мониторинг п. Каменоломни»; Репетина Е.Н., учитель истории – проект «Не забыты
страницы истории»; Рыбкина В.Б., учитель английского языка – проект «Мы изучаем
английский»; Бывалина Л.Н., учитель русского языка и литературы – проект
«Лингвистическая экология»; Алексеенко С.Н., учитель русского языка и
литературы – проект «Речь как показатель культуры».
Традиционным стало участие педагогов
и учащихся в следующих конкурсах разного
уровня:
-
международный конкурс «Детство без границ»;
-
Всероссийские конкурсы: «Человек в истории России - XX век»; конкурс -
игра по русскому языку «Русский медвежонок», фестиваль педагогических
идей «Открытый урок» (интернет - конкурс);
-
региональные конкурсы: «Лучший урок письма»; «Лучший
методический комплекс урока» (электронное приложение к уроку); «В Чехове Россия
полюбила себя»; фестиваль «Экология. Творчество. Дети» в рамках Всероссийского
детского экологического форума «Зеленая планета»;
-
Интернет – конкурсы;
-
районный конкурс «Звезда подростка».
Отношение педагогов в гимназии к детям
выражают следующие строки:
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться.
Хорошая школа – это школа, в которой любят
детей, понимают их сложный внутренний мир, пытаются помочь развиться каждой
детской душе.
Директор МОУ гимназии № 20
им. С.С. Станчева п.
Каменоломни
Октябрьского района
Острикова Любовь Николаевна
|